Общеизвестный товарный знак — это обозначение, используемое его владельцем в качестве товарного знака, или товарный знак, признанные общеизвестными решением уполномоченного органа, основанном на представленных доказательствах, среди которых главными являются его широкая известность на территории Республики Казахстан, а также длительное и/или интенсивное его использование. По общему правилу общеизвестным товарный знак может быть признан только для конкретных товаров или услуг.
Какие преимущества дает этот статус? Статус общеизвестного товарного знака Вашей торговой марки (логотипа, бренда), обеспечит более надежную защиту Вашей интеллектуальной собственности. Так, наличие у используемого обозначения статуса общеизвестного товарного знака предоставляет его владельцу довольно существенные преимущества:
— Данный статус позволяет получить более широкую правовую охрану – не только в отношении товаров/услуг, для которых знак признан общеизвестным, но и запретить третьим лицам использовать тождественный, либо сходный до степени смешения знак для других товаров/услуг. Это правило работает в том случае, если потребители могут быть введены в заблуждение относительно производителя товаров и/или услуг, и присутствует вероятность причинения ущерба владельцу общеизвестного товарного знака.
— Владелец такого товарного знака, как обладатель особого объекта интеллектуальной собственности, может получить значительную финансовую прибыль путем выдачи лицензии на использование своего знака.
Общеизвестный товарный знак подтверждает высокий статус его владельца. Как правило, общеизвестные товарные принадлежат компаниям, занимающим верхние строчки рейтинга в той или иной сфере экономики.
Порядок распоряжения исключительным правом на товарный знак такой же, как и для обычного товарного знака: исключительное право может выступать предметом договора уступки, лицензионного договора, договоров залога и коммерческой концессии (франчайзинга).
— Первым статус общеизвестного товарного знака 10 мая 2006 года получило обозначение «ЖАННА» (Товарище-ство с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Жанна»).
— На сегодняшний день Перечень общеизвестных товарных знаков Республики Казахстан содержит 41 знак
Из них на 01.07.2019 год у 6-ти срок действия не продлен.
Общие рекомендации для подготовки документов, подаваемых для признания товарного знака общеизвестным. В качестве доказательства известности товарного знака стоит подготовить следующие сведения:
1. дата начала использования товарного знака;
2. перечень населенных пунктов, где проводилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака;
3. объем реализации этих товаров;
4. способы использования товарного знака;
5. среднегодовое количество потребителей товара;
6. положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.;
7. сведения о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
8. сведения о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты);
9. сведения о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
Любая информация, используемая в качестве подтверждения того, что знак стал широко известен для конкретного товара, должна в обязательном порядке подкрепляться соответствующими документами. Чем больше документов и материалов в поддержку своего заявления сможет предоставить владелец обозначения, тем выше шансы на положительный исход дела.
Вопросам признания товарных знаков или используемых обозначений общеизвестными посвящена статья 18-1 Закона о товарных знаках.
Порядок установления статуса общеизвестного товарного знака отличается от простой регистрации.
1. Для придания знаку соответствующего статуса необходимо подать заявление в Министерство Юстиции РК.
2. В течение пяти рабочих дней с даты получения заявки проверяется соответствие данной заявки и прилагаемых к ней документов требованиям Закона.
3. В случае получения положительного результата проверки экспертная организация публикует сведения о поступившей заявке в бюллетене.
4. По истечении трех месяцев с даты публикации комиссия Министерства юстиции РК в течение двух месяцев проводит рассмотрение заявки и прилагаемых к ней материалов.
5. При наличии несогласия со стороны третьих лиц заявителю направляется соответствующее уведомление, отзыв на которое заявитель представляет до вынесения заключения по результатам рассмотрения заявки
.6. По результатам рассмотрения заявления комиссией Министерства юстиции РК принимается решение о признании товарного знака общеизвестным либо отказе в таком признании
.7. Если представленные заявителем фактические сведения подтверждают дату, когда знак стал общеизвестным, иную, чем указана в заявлении, товарный знак может быть признан общеизвестным с фактической даты.
Сведения о фактическом признании товарного знака общеизвестным подтверждаются результатами опроса потребителей, который проводится специализированной независимой организацией на территории Республики Казахстан. Опрос должен охватывать города республиканского значения, столицу и не менее пяти городов областного значения. Общее количество респондентов в одном населенном пункте должно составлять не менее ста человек.
Минимальный срок вынесения решения о регистрации общеизвестного товарного знака – от 6 месяцев. Срок может быть увеличен, если у Министерства юстиции РК возникнут вопросы по представленным материалам, а также в случае запроса дополнительных материалов. Обратите внимание, что статус общеизвестного товарного знака могут получить:
— как товарные знаки, уже зарегистрированные в экспертной организации и активно применяемые в коммерческой деятельности,
— так и обозначения, используемые для маркировки товаров и/услуг, но по тем или иным причинам не зарегистрированные в экспертной организации.
Сведения о регистрации, его владельце и последующие изменения, касающиеся такой регистрации, вносятся в Госреестр и публикуются в бюллетене.
Право на общеизвестный товарный знак удостоверяется записью о регистрации в Госреестре и подтверждается выпиской из Госреестра.
Срок действия общеизвестного товарного знака составляет 10 лет и исчисляется с даты подачи заявления в Министерство юстиции.
Срок действия может быть продлен на последующий десятилетний срок по ходатайству его владельца и при представлении сведений, подтверждающих общеизвестность товарного знака и оплате соответствующей пошлины.
Сведения о прекращении правовой охраны общеизвестного товарного знака вносятся в Госреестр и размещаются на интернет-ресурсе Министерства юстиции РК и в бюллетене экспертной организации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 26 июля 1999 года N456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон) товарный знак, знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначение, зарегистрированное в соответствии с настоящим Законом или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических или физических лиц.
Регистрация товарного знака является первым шагом к защите своих товаров/услуг от недобросовестной конкуренции. Как правило, владелец товарного знака вкладывает деньги в создание знака, несёт затраты на проведение мероприятий по его продвижению на рынке и превращению своего продукта в узнаваемый, успешный бренд.
До тех пор пока товарный знак должным образом не зарегистрирован, он не защищён. Только владелец зарегистрированного товарного знака обладает исключительным правом его использования и без его разрешения пользование этим товарным знаком запрещено.
Осуществив регистрацию товарного знака, владелец товарного знака приобретает следующие исключительные права:
- право запрещать третьим лицам использование своего товарного знака;
- давать право на использование своего товарного знака третьим лицам на договорной основе (лицензии);
- продавать права на товарный знак третьим лицам (уступка прав) или предоставлять в залог и т.п.
По сути, товарный знак – это обозначение, с помощью которого потребитель может отличить товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого. В повседневной жизни довольно часто мы используем такие понятия как – «торговая марка», «логотип», «товарный знак», «бренд», «фирменный знак».
При регистрации нужно учесть, что бренд, логотип и торговая марка становятся товарными знаками только после их государственной регистрации. Процедура регистрации дает право запрещать другим компаниям использовать товарный знак или сходный с ним до степени смешения любой иной знак. Однако, это касается только тех товаров и услуг (а в ряде случаев и в отношении так называемых «корреспондирующих» товаров и услуг), которые указаны в свидетельстве о регистрации.
Регистрация товарного знака осуществляется Республиканским государственным предприятием «Национальный институт интеллектуальной собственности» Министерства юстиции Республики Казахстан (НИИС). Местонахождение Института:010000, город Нұр-Сұлтан, проспект Мәңгілік Ел, 57А.
В соответствии со статьей 11 Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», экспертиза заявки проводится поэтапно:
1) предварительная экспертиза – в течение десяти рабочих дней с даты подачи заявки;
2) полная экспертиза – в течение семи месяцев с даты подачи заявки.
На любом этапе экспертизы экспертная организация вправе запросить дополнительные или уточняющие сведения, без которых проведение экспертизы невозможно.
Бюджет регистрации товарного знака складывается из двух составляющих: услуг патентного бюро, а также государственных пошлин, на которые влияет количество классов МКТУ.
Точную стоимость регистрации товарного знака Вы можете увидеть в описании услуги, либо позвонив нам по телефону или направить запрос по электронной почте.
Одним из преимуществ нашей компании является возможность обсуждения и определения точного бюджета регистрации до подачи заявки. В том случае, если, по мнению наших патентных поверенных, процедура регистрации будет нестандартной (т.е. сопряженной с различными сложностями и препятствиями), Вы обязательно будете проинформированы о возможных дополнительных расходах.
Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки. Срок действия регистрации товарного знака продлевается каждый раз на десять лет по ходатайству владельца, поданному в течение последнего года ее действия.
Наша компания имеет успешный опыт дистанционной работы со всеми регионами Казахстана и СНГ. Мы придерживаемся одинаковых стандартов в работе (в том числе и в части ценовой политики) независимо от того, где находится наш клиент. Все возникающие вопросы мы готовы оперативно обсудить по телефону, электронной почте или по скайпу.
Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица или физического лица.
В том случае, если Вы пришли к идее зарегистрировать свой товарный знак, Вам, прежде всего, необходимо выбрать обозначение, права на которое Вы хотите закрепить за собой. Кроме того, важно правильно подобрать классы МКТУ (Международной классификации товаров и услуг), поскольку именно они будут определять объем правовой охраны Вашего товарного знака. Следующим шагом может стать проведение предварительного патентного поиска и обсуждение его результатов с патентным поверенным.
Регистрация товарного знака осуществляется для определенных товаров и услуг. Все товары и услуги разделены на 45 классов МКТУ, из которых 34 класса – это товары, а 11 классов (с 35 по 45) – услуги. Разделение товаров на классы осуществляется в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ).
МКТУ регулярно пересматривается, в классификатор постоянно включаются новые товары и услуги.
Ознакомиться с полным содержанием всех классов МКТУ, а также подобрать наиболее подходящие именно для Вашей деятельности, Вы можете, пройдя по ссылке http://www.mktu.info/
Владелец свидетельства на товарный знак может разместить рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R, либо словесных обозначений "тауар белгісі", "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что используемое обозначение является зарегистрированным в Республике Казахстан товарным знаком.
Использование такой предупредительной маркировки - право, а не обязанность правообладателя.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает следующие виды распоряжения исключительным правом на зарегистрированный объект промышленной собственности по договору:
1) заключение договора о передаче (уступке) исключительного права на объект;
2) заключение лицензионного (сублицензионного) договора о предоставлении права на использование объекта промышленной собственности;
3) заключение договора комплексной предпринимательской лицензии (сублицензии), включающего в себя условие о предоставлении права на использование объекта промышленной собственности;
4) заключение договора залога.
Подать заявку можно самостоятельно в РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности» МЮ РК или через патентного поверенного. Заявку и прилагаемые к ней документы можно предоставить как на казахском, так и на русском языках. Затем следует три этапа: предварительная экспертиза, полная экспертиза и, непосредственно, регистрация товарного знака.
Безусловно, заявителям совсем необязательно обращаться в патентные бюро для оформления и подачи заявки на товарный знак. Достаточно ознакомиться с нормативными документами, опубликованными на сайте Казпатента, подобрать нужные классы МКТУ, корректно оплатить пошлины и правильно оформить заявку на товарный знак. Однако на практике все оказывается не так просто. Очень часто некорректное оформление заявочных материалов становится причиной запросов формальной экспертизы, а ответы на эти запросы с внесением уточнений и изменений в заявку должны сопровождаться уплатой дополнительной государственной пошлины. И, если первый барьер удачно преодолен, то велика вероятность того, что второй этап регистрации – экспертизу заявленного обозначения (или экспертизу по существу) преодолеть будет значительно труднее, а скорее всего и невозможно без помощи квалифицированных специалистов.
Спектр услуг нашей компании также включает услуги по международной регистрации товарных знаков. Учитывая, что регистрация товарного знака носит территориальный характер (т.е. знак охраняется только там, где зарегистрирован), при выходе компании на рынок других стран, международная регистрация становится особенно актуальной. Зарегистрировать товарный знак в других странах можно двумя способами:
1) подать заявку на регистрацию товарного знака непосредственно в патентное ведомство отдельно взятой страны. Необходимо будет оплатить услуги местных патентных поверенных, а также национальные пошлины за регистрацию.
2) подать заявку в соответствии с Мадридской системой международной регистрации товарных знаков. На сегодняшний день участницами данной системы являются более 80 стран.
Первый вариант выгоден в том случае, если владельца товарного знака интересует одна или максимум две страны.
Что касается второго варианта, то в данном случае в одной заявке, подаваемой через Казпатент, можно указать все интересующие страны сразу.
Патентные поверенные нашей компании имеют огромный опыт международной регистрации товарных знаков по Мадридской системе и знакомы со всеми тонкостями данной процедуры.
В соответствии с Мадридским соглашением заявитель должен обладать регистрацией своего товарного знака в стране происхождения, перед подачей на международную регистрацию.