Охрана дизайна

Если вы намерены получить охрану промышленного образца исключильно важным является сохранение конфиденциальности, так как основное требование для предоставления охраны промышленному образцу, это требование «новизны».

Промышленный образец, который уже был представлен публике, посредством интернет, например, в Instagram, на тематических сайтах, в рекламе, каталогах или брошюрах, не может более рассматриваться как обладающий «новизной». Таким образом, он переходит в сферу общественного достояния и не может получить охрану, если законодательство страны не предусматривает «льготный период».

Льготный период – это период, в шесть месяцев, когда можно сбывать на рынке продукцию (промышленный образец) без потери «новизны».

В законодательстве Республики Казахстан не существует понятия «льготный срок» для регистрации промышленного образца. Таким образом, очень важно в Казахстане сохранение конфиденциального характера промышленного образца до подачи заявки.

Как быть, если пропущен шестимесячный срок для подачи заявки на регистрацию промышленного образца после публикации информации о нём?

В некоторых странах, в том числе и в Республике Казахстан прописана возможность охраны авторских прав на произведение графики, произведение живописи, произведение изобразительного искусства, произведение прикладного искусства, произведение садово-паркового искусства, произведение скульптуры, произведение дизайна.

Такой вариант иногда привлекателен, поскольку авторские права охраняются, как правило, дольше, чем права на промышленные образцы, и не требуют регистрации. Однако, как будет показано ниже, в ряде других аспектов у авторских прав может оказаться меньше преимуществ, чем у прав на промышленный образец.

Хотя во многих странах для одного и того же образца можно получить совокупную охрану (то есть одновременно в рамках авторского права и с помощью промышленного образца), в ряде стран эти две формы охраны являются взаимоисключающими.

Для того чтобы решить, какую форму охраны выбрать, важно понять различия между ними. Ниже перечислены некоторые из них.

Регистрация

– Патент на промышленный образец, подтверждает охрану образца соответствии с законодательством о промышленных образцах, может пригодиться в случае борьбы с нарушением прав, так как он является надежным основанием для подачи иска и защиты исключительных прав.

– Авторские права на произведения, считающиеся оригинальными, возникают сами по себе и не требуют соблюдения формальностей. Хотя для авторско-правовой охраны регистрация не нужна, в некоторых странах существуют добровольные системы регистрации и органы депонирования. Они позволяют зарегистрировать произведение и/или произвести депонирование и получить свидетельство. В Казахстане существует возможность депонирования своего произведения путем внесения сведений о нем в Государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом.

Длительность

– Охрана промышленного образца в Казахстане длится 15 лет, с возможностью продления еще на 5 лет. Ежегодно следует оплачивать пошлины за поддержания патента в силе, в связи с этим необходимо тщательно следить за сроками оплаты. К примеру, свидетельство на товарный знак продлевается через 10 лет.

Следует иметь в виду, что регистрация промышленного образца занимает 12 месяцев с даты подачи заявки, что всегда неудобно при работе с продукцией, подверженной влиянию быстро проходящих тенденций (например, в индустрии моды).

– В большинстве стран авторское право действует в течение всего срока жизни автора произведения плюс 50 -70 лет после его смерти. В Казахстане авторское право действует в течение всего срока жизни автора произведения плюс 70 лет после его смерти

Объем охраны

– Право, обеспечиваемое регистрацией промышленного образца является абсолютным, то есть факт его нарушения не зависит от того, было ли копирование намеренным.

– По закону об авторском праве нарушение имеет место в том случае, если произведение намеренно или по небрежности воспроизводит частично и полностью созданное ранее произведение, охраняемое авторским правом. Это, как правило, делает защиту прав сложнее и дороже в случае нарушения.

Виды продукции

– В большинстве стран, где промышленные образцы в той и иной степени охраняются в соответствии с законодательством авторском праве, под действие такой охраны подпадают не все образцы, а лишь те, которые могут рассматриваться как оригинальные произведения искусства. Это различие не всегда очевидно, однако некоторые образцы (например, форма промышленных товаров) редко охраняются авторским правом, тогда как другие (например, образцы ткани) часто подпадают под обе формы охраны.

Затраты

– Для регистрации промышленного образца необходимо уплатить пошлину и, возможно, дополнительно оплатить услуги поверенного по оформлению и подаче заявки.

– Бóльшая часть национальных законов об авторском праве не требует официальной регистрации охраняемых авторским правом произведений. Поэтому прямые расходы на такую охрану, как правило, отсутствуют. При этом могут возникнуть расходы, связанные с

– (a) регистрацией произведения в системе добровольной регистрации и/или сдачей произведения на хранение в орган добровольного депонирования в странах, где имеется такая возможность, и

– (b) доказыванием права собственности в случае возникновения споров.

Подводя итоги, можно отметить что оба способа обеспечения охраны возможны, однако охрана путем регистрации промышленного образца надежнее и эффективнее. Он действует в отношении нарушений совершаемых как намеренно, так непреднамеренно или по небрежности, и предполагает получение патента, который является доказательством в случае подачи иска в суд. В то же время для обеспечения этого типа охраны требуются большие финансовые и административные издержки процедура регистрации занимает некоторое время, а срок действия охраны меньше, чем в случае авторского права.

В любом случае, особенно если промышленный образец не зарегистрирован, рекомендуется вести надлежащий учет на каждом этапе его разработки Нелишним может оказаться и архивирование всех эскизов с проставлением на каждом подписи и дат, что необходимо при обращении в суд при защите авторских прав.

В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС.

Tags: