Недостаточно получить правовую охрану посредством регистрации товарного знака. Если товарный знак используется неправильно, он может перестать охраняться. Знак может стать родовым обозначением, если он слишком широко используется, становясь именем нарицательным, используемым для обозначения соответствующих товаров или услуг. В таких случаях товарный знак не может быть зарегистрирован, а ранее произведенная регистрация такого знака может быть аннулирована.
Правовая охрана некоторых товарных знаков может сохраняться в определенных странах, несмотря на то, что в других странах он может быть признан родовым.
Обозначение «ESCALATOR» (эскалатор) в свое время было товарным знаком. Однако его неправильное употребление широкой публикой привело к тому, что термин «эскалатор» стал обозначать любую движущуюся лестницу и перешел в разряд неохраняемых свободных для общего употребления обозначений. Среди других аналогичных примеров можно назвать такие хорошо известные товарные знаки «Trampoline» (батут), «ASPIRIN» (аспирин), «CELLOPHANE» (целлофан), «FRIGIDAIRE» (бытовая техника), YOYO (игрушка), THERMOS (термос), «GRAMOPHONE»(граммофон), KIWI (фрукт) и другие, которые стали общеупотребительными терминами и утратили свои функции идентификации и дифференциации во многих странах, поэтому другие компании также могут использовать эти название для своих товаров.
Сейчас, такие торговые марки как: SCOTCH®, XEROX®, JEEP®, KLEENEX® и PAMPERS ® находятся на пути превращения в общеупотребительное обозначение.
Владелец товарного знака XEROX провел обширную рекламную кампанию для того чтобы товарный знак не стал общеупотребительным.
Риск стать общеупотребительным знаком возникает в том случае, если название товарного знака используется в качестве глагола. Например, люди часто неверно говорят: «Сделайте ксерокопию».
Эта фраза может превратить название товарного знака «XEROX» в термин, заменяющий термин «копировальная машина». Это не только рискованно, но и наносит ущерб компании, поскольку она производит и другие товары, такие как факсы, сканнеры и т.д.
«Вы не можете ксерить ксерокс на ксероксе. Но мы не против, если вы будете делать копию на копировальном устройстве Xerox®», один из рекламных слоганов этой компании.
Товарный знак SCOTCH (рулонная клейкая лента) принадлежит компании 3М. Формально, скотчем могут называться лишь ленты компании 3М, но в современном русском языке слово стало нарицательным и сейчас так называют клейкую ленту любого типа. Слово образовано от английского Scotch tape — «шотландская лента».
Для охраны названия товарного знака используйте его регулярно в качестве определения, употребляя его вместе с существительным, представляющим общую характеристику товара или услуги.
Несколько лет назад Дом моды Chanel опубликовал в отраслевом журнале индустрии мод Women’s Wear Daily информационное письмо, обращенное к редакторам модных изданий, рекламным работникам, копирайтерам, где разъяснялось, что Chanel — это зарегистрированный товарный знак, который используется для духов, косметики, одежды, аксессуаров. Фирменный стиль Chanel очень популярен, но жакет, выполненный в этом стиле, не будет жакетом от Chanel, если он не сшит в Доме моды Chanel. И хотя Дому моды Chanel льстит использование знаков типа Chanel-ed, Chanels, Chanel-ized, он просит не делать этого. Юристы Chanel не любят такие действия. Дом моды Chanel серьезно относится к своему бренду. Это письмо, хотя и критиковалось некоторыми комментаторами за резкость, имело соответствующий эффект.
В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС и с сайта отрасли-права.рф