Промышленные образцы — один из ключевых факторов, определяющих успешность продуктов на рынке.
С точки зрения интеллектуальной собственности (ИС) промышленный образец — это художественное или эстетическое оформление продукта. Это не функциональные аспекты, а то, что делает продукт привлекательным или притягательным для потребителей.
Визуальная и эстетическая притягательность — это главные факторы, которые влияют на решение потребителей о выборе одного продукта из ряда аналогичных. Промышленные образцы помогают компаниям выделить свои продукты на фоне продукции конкурентов и укрепить имидж своего бренда. Другими словами, промышленные образцы — это ценный актив, нуждающийся в действенной охране.
В обиходном языке industrial design это промышленный дизайн. Он характеризует общий внешний вид и функцию продукта. Например, если кресло удобное и красивое, то говорят, что у него «хороший дизайн». Для предприятий создание дизайна обычно подразумевает проработку его функциональных и эстетических характеристик, учет рыночного потенциала, стоимости изготовления, пригодности к перевозке, хранению, ремонту и утилизации.
С правовой точки зрения industrial design, или промышленный образец, охватывает художественные или эстетические характеристики продукта. При соблюдении определенных условий можно обеспечить охрану этих аспектов. Для этого используется одна из форм интеллектуальной собственности (ИС), которая называется промышленным образцом. Подобная охрана не распространяется на технические или функциональные особенности продукта. В примере выше в качестве промышленного образца может охраняться только внешний вид кресла, а для правовой охраны технических и функциональных аспектов нужны другие права ИС.
Промышленные образцы могут быть актуальны для продуктов из самых разных областей: от приборов и медицинского оборудования до часов, ювелирных изделий и других предметов роскоши; от кухонной утвари, игрушек, мебели и бытовых электроприборов до автомобилей и архитектурных объектов; от рисунков на ткани до спортивного снаряжения. Также они важны для упаковки, контейнеров и различных видов оформления продукции.
В целом промышленный образец может включать в себя:
- трехмерные характеристики (объемные), такие как форма продукта;
- двухмерные характеристики (плоскостные), такие как орнаменты, контуры, узоры, линии или расцветка;
- сочетание этих характеристик.
Пример трехмерного образца — флакон духов
Пример двухмерного образца — декоративное оформление сумок
В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС