Системы регистрации разных стран могут строиться на «принципе первого заявителя» и «принципе первого использования».
Хотя эти системы определяют разные условия для вашего бизнеса, в обоих случаях лучше всего как можно раньше зарегистрировать ваши товарные знаки в каждой стране, в которой вы намерены работать.
В Казахстане применяется принцип первого заявителя, то есть права на товарный знак принадлежат той компании, которая первой подала заявку на регистрацию этого товарного знака, даже если ранее этот знак использовался другой компанией. Исключение составляют лишь товарные знаки, которые являются общеизвестными (подробно здесь ).
Таким образом, система, основанная на принципе первого заявителя, стимулирует заблаговременную регистрацию товарного знака. В связи с тем, что использование товарного знака без регистрации не обеспечивает каких-либо прав, конкуренты имеют возможность аннулировать права «настоящего» владельца знака, первыми подав заявку на регистрацию идентичного или сходного до степени смешения знака.
Пример: В стране XYZ действует принцип первого заявителя. Это означает, что за исключением небольшого числа случаев правовую охрану получает то юридическое или физическое лицо, которое первым подало заявку на регистрацию товарного знака, а не то, которое может доказать, что оно первым его использовало. Таким образом, если ваша компания производит обувь и работает под названием ABC, но другая компания регистрирует товарный знак ABC для обуви, то, хотя вы и производите обувь в стране XYZ в течение последних трех лет, права на этот товарный знак получит эта другая компания. А затем, вооружившись правами на этот знак, эта другая компания может запретить вам использовать товарный знак АВС на обуви, которую вы производите и продаете. Если вы не сумеете доказать, что знак ABC является общеизвестным, преодолеть ограничения системы, основанной на принципе первого заявителя, крайне сложно.
В странах, применяющих принцип первого использования, владельцем товарного знака является то лицо, которое первым использовало знак на рынке вне зависимости от того, был этот знак зарегистрирован или нет. Права, возникающие в случае такого фактического применения, нередко называют «правом преждепользования» или «незарегистрированным правом» на товарный знак. Даже несмотря на то, что регистрация не является обязательным условием в этих странах, регистрация вашего товарного знака будет представлять собой более надежную стратегию, поскольку это обычно дает доступ к более широкому кругу средств защиты прав.
Если вы расширяете свой бизнес, выходя на рынки стран, в которых действует принцип первого заявителя, правильно будет:
- Подать заявку на регистрацию товарного знака в этих странах до фактического ввоза или изготовления каких- либо товаров в этой стране и даже до проведения встреч и переговоров с другими компаниями в этих странах.
Существуют компании, которые охотятся за товарными знаками, которые фактически используются или потенциально могут использоваться, но не зарегистрированы. Они регистрируют такие товарные знаки, а затем требуют от законного владельца выплаты компенсации.
- Подать заявку на регистрацию товарного знака даже при условии, что вы лишь производите товары в этих странах и не намерены их там продавать. Если брендинг вашей продукции проводится в такой стране, то будет считаться, что вы «используете» товарный знак в этой стране .
Существует риск того, что другие компании или даже ваш лицензиат или дистрибьютор могут зарегистрировать ваш товарный знак. В этом случае такая компания вправе запретить вам производство и экспорт продукции под зарегистрированным товарным знаком, поскольку это является нарушением прав на товарный знак, даже если вы не продаете свои товары в этой стране.
В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС