Экспортеры часто слишком поздно осознают важность охраны своей интеллектуальной собственности, то есть только после столкновения с деятельностью имитаторов или производителей продукции, не получивших соответствующее разрешение, или в случае обвинения в нарушении прав интеллектуальной собственности иных лиц. Ниже описаны некоторые из наиболее распространенных ошибок, допускаемых экспортерами. 1. Уверенность в том, что охрана интеллектуальной собственности является универсальной Многие экспортеры полагают, что, подавая заявку на регистрацию товарного знака, патента или промышленного образца в их собственной стране, они автоматически получают охрану по всему миру. Однако права интеллектуальной собственности являются территориальными правами, а соответствующие ведомства интеллектуальной собственности предоставляют охрану только в соответствующих национальных (региональных) юрисдикциях. 2. Предположение о том, что законодательство и процедуры по охране прав интеллектуальной собственности одинаковы во всех странах Несмотря на значительную степень гармонизации законодательства и процедур по охране прав интеллектуальной собственности по всему миру, все еще остается много вопросов, в отношении которых позиции стран значительно отличаются. Примером области, в которой национальная практика различается, могут служить компьютерные программы. Другим примером может выступать охрана художественно-конструкторских решений, которые, в зависимости от правовой системы, могут охраняться законодательством о промышленных образцах, авторском праве, товарных знаках или недобросовестной конкуренции. Рекомендуется познакомиться с национальным законодательством страны, на рынок которой компания планирует вывести свою продукцию. Полезным источником для этого может быть база национального законодательства в области интеллектуальной собственности (WIPO Lex), предоставляемая в свободном электронном доступе на сайте ВОИС (http://www.wipo.int/wipolex/en/). 3. Неиспользование региональных и международных систем охраны интеллектуальной собственности Подача отдельных заявок на получение охраны интеллектуальной собственности в нескольких странах может быть довольно дорогим решением. Региональные и международные системы охраны, если такие доступны, являются эффективным способом подачи заявок в нескольких странах. 4. Пропуск важных сроков подачи заявок за рубежом Патентные заявки в других странах должны быть поданы не позднее, чем через 12 месяцев со дня подачи первой заявки в какой-либо стране. Этот период обычно называется «период приоритета». Если заявка не подана в течение периода приоритета, это может привести к невозможности получения патентной охраны в других странах из-за утраты новизны. Такое же правило применяется и к промышленным образцам, для которых период приоритета составляет 6 месяцев. 5. Раскрытие информации преждевременно или без соглашения о конфиденциальности или неразглашении информации Раскрытие информации о последних усовершенствованиях вашего продукта или новых разработках потенциальным торговым партнерам, экспортным представителям, дистрибьюторам либо каким-либо иным лицам еще перед подачей заявки на получение охраны объекта интеллектуальной собственности или без письменного договора, требующего сохранения конфиденциальности, может привести к потере прав на ваше изобретение или дизайн. Ваш инновационный продукт, по сути, не сможет более считаться новыми, соответственно, патентоспособным, или кто-либо иной может подать патентную заявку, исключая тем самым возможность использования вами вашего собственного изобретения. 6. Неосуществление проверки регистрации и использования товарного знака конкурентами на экспортном рынке Использование в другой стране товарного знака, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, который уже зарегистрирован или используется другой компанией, может быть нарушением ее прав на товарный знак. Компания может столкнуться с требованиями о прекращении использования такого товарного знака или выплате компенсации за нарушение прав, что может стать огромным ударом для всей стратегии маркетинга и экспорта, разработанной компанией. 7. Экспортирование лицензионной продукции без разрешения лицензиара Если компания получила лицензию от третьего лица, она должна удостовериться в наличии права экспортировать продукцию, содержащую такую технологию, чтобы предотвратить возможное нарушение прав лицензиара. Географическая территория, в рамках которой лицензиат может распространять свою продукцию, обычно четко определяется в лицензионном договоре. 8. Отсутствие четкой регламентации принадлежности прав интеллектуальной собственности при привлечении внешних исполнителей для производства продукции (аутсорсинге) Многие компании привлекают для создания, производства или проектирования продукции другие компании, нередко из-за рубежа. При этом они часто забывают получить охрану на свои права интеллектуальной собственности в этих странах или четко регламентировать принадлежность исключительных прав на чертежи, изобретения, программное обеспечение и т.д. в договорах с зарубежными компаниями-производителями. Наибольшая опасность состоит в том, что между компанией, привлекающей для работы внешних исполнителей, и компанией- подрядчиком могут возникнуть конфликты относительно принадлежности прав интеллектуальной собственности. Существуют значительные различия в национальном законодательстве в отношении регламентации принадлежности прав на произведения, созданные посторонними исполнителями. Кроме того, различные нормы применяются, как правило, к разным видам прав интеллектуальной собственности. Поэтому важно познакомиться с национальным законодательством, действующим на соответствующем экспортном рынке, и включить в договор специальные положения, регламентирующие вопросы принадлежности прав на результат творческой или изобретательской деятельности в рамках договора. 9. Стремление лицензировать продукцию на рынке, на котором соответствующий патент, промышленный образец или товарный знак не охраняется Многие компании предоставляют лицензии зарубежным предприятиям, позволяя им использовать свои права интеллектуальной собственности в обмен на паушальный платеж или регулярные роялти. Лицензионный договор часто предполагает обмен технологическими ноу-хау, а также предоставление права производить и/или продавать продукцию, разработанную лицензиаром. Если речь заходит о переговорах по поводу заключения лицензионного договора очень важно убедиться в том, что права интеллектуальной собственности, относящиеся к лицензируемой продукции, надлежащим образом охраняются на определенном зарубежном рынке, а соответствующие положения, в отношении принадлежности таких прав интеллектуальной собственности, включены в договор. 10. Использование товарного знака, не подходящего для данного рынка Известно множество случаев, когда компании начинали распространять свои товары или услуги на зарубежных рынках, не осознавая, что их товарный знак неприемлем для определенного рынка, так как: (a) товарный знак имеет негативные или нежелательные коннотации в национальном или местном языке или культуре или (b) маловероятным является положительное решение национального ведомства интеллектуальной собственности по заявке на регистрацию товарного знака. Перед выпуском на определенный рынок продукции с указанием товарного знака, важно убедиться в том, что данный товарный знак подходит для интересующего вас рынка и зарегистрирован в национальном ведомстве, отвечающем за регистрацию товарных знаков. Таким образом, есть множество причин должным образом принять вопросы интеллектуальной собственности во внимание при разработке вашего плана экспортных операций, и убедиться в том, что компанией приняты достаточные меры для a) проверки того, что она не нарушит права интеллектуальной собственности иных лиц; и b) ограничения возможности конкурентов воспользоваться результатами ее изобретательности и креативности. Всего несколько шагов, предпринятых на ранних стадиях процесса планирования, могут оказаться очень ценными на более поздних этапах начала экспортных операций. На основе материалов IP Panorama by WIPO (Панорама интеллектуальной собственности)