Помимо понимания того, что такое эффективный товарный знак, следует знать, какие виды знаков невозможно зарегистрировать. Как правило, существуют два вида оснований для отказа в регистрации:
Абсолютные основания – это причины, обусловленные свойствами самого товарного знака;
Относительные основания – это те, что возникают вследствие существования ранее
зарегистрированных или заявленных на регистрацию знаков третьих лиц.
Заявка на регистрацию товарного знака может быть отклонена по следующим абсолютным
основаниям:
1. Родовые термины никогда не получат правовую охрану в качестве товарных знаков (например, слово PHONE (телефон), заявленное на регистрацию в качестве товарного знака для мобильных телефонов;
2. Знаки, не обладающие различительной способностью (в том смысле, что они не способны различать продукцию одной компании от продукции других компаний), не могут быть зарегистрированы, если только вы не сумеете доказать что они приобрели вторичное значение.
Различительной способностью обычно не обладают следующие знаки:
– Описательные слова или знаки, то есть знаки, которые описывают некоторые характеристики соответствующей продукции, такие как ее качество, разновидность, эффективность, функции, форма, количество, цели использования, стоимость, исходное сырье, происхождение, место продажи, месторасположение точек предоставления услуг, время производства и т.п.
– Географические слова или знаки, если они являются географически описательными. Например, в случае оркестра из Казахстана название КАЗАХСТАНСКИЙ ОРКЕСТР является географически описательным, в силу чего оно не обладает различительной способностью. Другие музыкальные продюсеры в стране также должны иметь возможность использовать слово «казахстанский» для описания места происхождения своей продукции.
– Рекламные лозунги, если они представляют собой в высокой степени описательный и не обладающий различительной способностью материал и не могут использоваться для обозначения источника. Как правило, обеспечить различительную способность слогана и зарегистрировать его как товарный знак сложно, поскольку его функция преимущественно заключается в продвижении и раскрытии информации о компании и ее продукции. В регистрации рекламных лозунгов нередко отказывают по причине отсутствия различительной способности. Например, слоган «Никто не разбирается в цветах лучше нас», который используется для рекламы обивочной ткани, вероятнее всего, не будет зарегистрирован как товарный знак, поскольку он представляет собой просто хвалебное утверждение об опыте работы с рекламируемыми товарами. Другие компании должны иметь возможность использовать подобные фразы. Следует также отметить, что в некоторых странах регистрация рекламных лозунгов в качестве товарных знаков не допускается ни при каких условиях. В Казахстане регистрируют рекламные лозунги, отвечающие требованиям законодательства.
3. Товарные знаки, основанные на чьем-то личном имени или фамилии. В некоторых странах это может стать абсолютным основанием для отказа в регистрации, в то время как в большинстве других стран это может быть относительным основанием (т. е. в случае использования личного имени действуют те же критерии, что и в отношении обычных словесных товарных знаков), если речь идет преимущественно просто о фамилии. Тем не менее, в некоторых странах фамилию можно зарегистрировать как товарный знак, если она приобрела вторичное значение. В большинстве стран, в том числе и в Казахстане, имя физического или юридического лица и даже псевдоним могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
4. Вводящие в заблуждение товарные знаки. Это обозначения, которые могут обмануть потребителей или ввести их в заблуждение относительно природы, качества или географического места происхождения продукции. Например, в регистрации товарного знака для маргарина с изображением коровы, вероятно, будет отказано, поскольку он будет считаться вводящим потребителей в заблуждение, так как этот знак может ассоциироваться с молочной продукцией (т. е. сливочным маслом).
5. Функциональные свойства. Функциональные элементы формы или упаковки изделия, в отличие от чисто декоративных элементов, обычно не могут быть обеспечены правовой охраной в качестве товарных знаков. Когда форма изделия обладает значимыми функциональными свойствами, как, например, форма ручек и режущих полотен ножниц, которая определяется функциональным назначением ножниц, ее нельзя зарегистрировать как товарный знак. Аналогичным образом невозможно зарегистрировать как товарный знак ручку, например, ручку кофейной чашки, поскольку она выполняет ключевую функцию, позволяя держать горячую чашку. Таким образом, если конкуренты не смогут использовать ручку, снизится их способность эффективно конкурировать.
6. Знаки, противоречащие общественным интересам или принципам морали. Слова или изображения, которые рассматриваются как противоречащие общепринятым принципам гуманности, морали и религии, как правило, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
7. Перечень запрещенных наименований или символов. В некоторых странах, в том числе и в Казахстане, действуют перечни особых знаков, которые не могут быть зарегистрированы. Они могут включать одну или несколько из следующих групп: названия компаний; имена знаменитых людей; общеизвестные товарные знаки; охраняемые географические указания; обозначения коренных народов, а также иностранные слова или выражения.
В регистрации может быть отказано в силу «относительных оснований», когда товарный знак вступает в правовой конфликт с уже существующими правами на товарные знаки других лиц. Наличие двух идентичных (или сходных до степени смешения) товарных знаков, зарегистрированных в отношении однородных товаров, может ввести потребителей в заблуждение. Некоторые ведомства по товарным знакам в обязательном порядке проводят экспертизу на предмет наличия такого конфликта с уже существующими знаками, включая незарегистрированные и общеизвестные знаки, в то время как многие другие ведомства делают это, только если регистрация товарного знака оспаривается третьей стороной после ее публикации. В любом случае, если товарный знак считается идентичным или сходным до степени смешения с уже существующим товарным знаком в отношении идентичных или сходных товаров, заявка отклоняется или аннулируется регистрация знака.
И наконец, во многих странах в регистрации товарного знака также будет отказано, если он вступает в правовой конфликт с другими уже существующими правами, например правами на промышленный образец, авторским правом, правами на имена физических или юридических лиц, коммерческие обозначения, географические указания или обозначения коренных народов.
В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС