7 аспектов защиты бизнеса

В зависимости от характера вашего бренда или вашей продукции можно использовать один или несколько видов прав интеллектуальной собственности (ИС) для защиты интересов вашего бизнеса:

1. Фирменный стиль/внешний вид может включать в себя один или несколько элементов (например, цвет, размер и/или форму упаковки); или же он может охватывать весь имидж или концепцию изделия, его упаковки и/или оформления и обеспечивать выполнение в едином стиле всего, что касается компании, включая вывески, логотипы, униформу, мерчандайзинг, вебсайты или этикетки. Таким образом, под фирменным стилем подразумевается манера оформления изделия перед тем, как отправить его на рынок. Например, упаковка для сока REALEMON® в форме пластмассового лимона, форма бутылки COCA- COLA® и завернутые в золотую фольгу фирменные шоколадные конфеты FERRERO ROCHER®. Кроме того, ресторан может использовать знак для правовой охраны своего названия и обратиться за правовой охраной фирменного стиля в отношении своего особого внешнего вида и оформления, что включает в себя оформление ресторана, его меню, планировку и стиль обслуживания. Примерами ресторанов с особым фирменным стилем являются рестораны MCDONALD’S®, WENDE’S® и FUDDRUCKERS®. Определение и охрана вашего фирменного стиля являются крайне важными элементами для создания уникального бренда. Поскольку фирменный стиль нередко выполняет ту же функцию, что и товарный знак, т.е. идентифицирует продукцию на рынке, в некоторых странах он может в целом охраняться в рамках законодательства о товарных знаках, а в некоторых странах его можно зарегистрировать как товарный знак. В зависимости от страны фирменный стиль, если его невозможно зарегистрировать как товарный знак, может тем не менее получить правовую охрану в рамках законодательства о недобросовестной конкуренции или путем судебного преследования за введение в заблуждение.

Фирменный стиль FERRERO ROCHER® – это товарный знак, правами на который владеет компания Ferrero.

2. Промышленные образцы. Исключительные права на эстетические характеристики изделия (такие как его форма, рисунок, узоры, очертания или цвета), которые удовлетворяют определенным установленным критериям, можно получить в рамках правовой охраны промышленного образца. Чтобы получить правовую охрану в соответствии с патентным законодательством Республики Казахстан, промышленный образец должен быть новым и оригинальным. Промышленный образец не может охранять какие-либо технические характеристики объекта, для которого он применяется, поэтому его форма не должна определяться исключительно техническими функциями. Действие права на промышленный образец ограничено во времени. В Казахстане период действия патента на промышленный образец 15 лет, с возможностью продления на 5 лет. Это позволяет препятствовать предложению конкурентов на рынке продукции, которая, по мнению потребителей, идентична вашей или похожа на нее. Это означает, что вы можете препятствовать предложению новой продукции той же или несколько похожей формы вне зависимости от того, имело ли место копирование оригинала и были ли потребители действительно введены в заблуждение. Важно отметить, что если вы хотите обеспечить охрану вашего промышленного образца, следует держать его в тайне до момента регистрации.

3. Авторское право. Оригинальные литературные или художественные произведения могут охраняться в рамках авторского права. Охватываемые произведения могут, например, включать книги, журналы, руководства пользователя, музыку, рисунки, фотографии, рекламу, логотипы, некоторые виды баз данных, компьютерные программы и т. д. Охрана авторских прав предоставляется автоматически (иными словами, без регистрации) и действует в Казахстане на протяжении 70 лет после смерти создателя/автора. В Казахстане возможна регистрация авторского права для неопубликованных произведений, чтобы владелец авторского права мог возбудить судебное преследование против нарушителя авторского права.

4. Патенты. Патенты могут использоваться для охраны изобретений, которые соответствуют следующим критериям: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

5. Коммерческая тайна. Конфиденциальная коммерческая информация может охраняться в качестве коммерческой тайны, если она обладает коммерческой ценностью и не является общеизвестной, а ее владелец приложил разумные усилия по сохранению ее конфиденциальности. Следует принимать меры, чтобы обеспечить конфиденциальность информации о новых названиях изделий или новых товарных знаках до тех пор, пока они еще не использованы/не зарегистрированы.

6. Законодательство о недобросовестной конкуренции, судебном преследовании за введение в заблуждение или защите потребителей может обеспечить возможность преследовать конкурентов в судебном порядке за недобросовестные действия. Это может дать вам некоторую дополнительную степень правовой защиты от лиц, которые пытаются копировать различные аспекты вашей продукции. Однако на практике судебное преследование на основании законодательства о недобросовестной конкуренции, введении в заблуждение или защите потребителей нередко оказывается сложным, дорогим и длительным процессом.

7. Совокупность способов охраны. В зависимости от имиджа бренда и продукции вашей компании вы можете воспользоваться различными правами ИС. При этом лучше всего обратиться за консультацией к поверенному по вопросам ИС, чтобы убедиться в том, что ваши активы в форме объектов ИС обеспечены надлежащей правовой охраной:
-Во многих странах, в том числе и в Казахстане, определенный знак может пользоваться совокупной правовой охраной в рамках законодательства об авторском праве, промышленных образцах и товарных знаках; таким образом, подобный знак на основе соответствующего законодательства может классифицироваться как произведение искусства, эмблема/украшение или логотип.
-Во многих странах правовая охрана авторского права и правовая охрана промышленных образцов взаимно исключают друг друга, т. е. определенное произведение искусства утрачивает правовую охрану в рамках авторского права, как только оно используется в качестве промышленного образца; но даже в этих странах знак может одновременно охраняться в рамках авторского права и как товарный знак.
– Можно зарегистрировать промышленный образец, который, помимо прочего, включает в себя стилизованную версию зарегистрированного товарного знака.

В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС

Tags: