Почему права интеллектуальной собственности важны для экспортеров

Деловое решение о выходе на иностранные рынки и экспорте товаров и услуг – это решение, которое связано с определенными рисками и вызовами: экспорт предполагает значительные вложения финансовых, управленческих и производственных ресурсов. Поэтому оно требует тщательного планирования и исполнения.

Компаниям, как правило, необходимо оценить, готовы ли они вступить в экспортные операции, и нет ли препятствий к экспорту продукции. Оценивая, может ли их продукция быть экспортирована, компании должны учитывать разнообразные факторы, например, модификация, лицензия на экспорт, соответствие нормам и стандартам, поддержка после продаж, целесообразная экспортная цена и т.д.

Сталкиваясь с этими вопросами перед выводом продукции на зарубежный рынок, экспортеры часто забывают учесть вопросы интеллектуальной собственности. Последствия могут быть связаны с очень высокими затратами. Какие вопросы интеллектуальной собственности должны быть приняты во внимание в процессе разработки плана экспорта? В чем состоят наиболее распространенные ошибки, которых экспортеры должны избегать?

1. Эксклюзивность

Права интеллектуальной собственности обеспечивают эксклюзивность определенных характеристик продукта, предоставляя правообладателю возможность предупредить или остановить коммерческое использование таких характеристик другими лицами на рынке. Это дает компаниям возможность контролировать использование их товарных знаков и инновационных и креативных элементов их продукции для укрепления своей конкурентной позиции на внешнем рынке.

2. Остановка имитаторов

Если продукт уcпешен на определенном рынке, вполне вероятно, что компании- конкуренты рано или поздно начнут производить похожую или идентичную продукцию, которая будет конкурировать с данным продуктом. Без охраны интеллектуальной собственности остановить подражателей может быть сложно или даже невозможно, а связанные с этим финансовые потери могут быть существенными.

3. Предупреждение нарушений прав интеллектуальной собственности, принадлежащих другим лицам

Если ваша компания не уделяет должного внимания вопросам интеллектуальной собственности, это может привести к значительным или даже фатальным потерям в случае, если ваша продукция будет признана нарушающей права интеллектуальной собственности других лиц на определенном экспортном рынке. Даже если изобретение, промышленный образец или товарный знак не охраняются в вашей стране, это не означает, что кто-либо иной не получил охрану на них на экспортном рынке. Продукция может иметь функциональные или эстетические характеристики, которые не охраняются в вашей стране, но охраняются правами интеллектуальной собственности, принадлежащими другим лицам, на экспортном рынке. Это также может относиться и к товарным знакам.

4. Доступ на новые рынки посредством лицензирования, франчайзинга, создания совместных предприятий и т.д.

Охрана интеллектуальной собственности облегчает для компаний получение доступа на новые рынки посредством лицензирования, франчайзинга, создания совместных предприятий или иных договорных отношений с другими компаниями. Права интеллектуальной собственности помогают компаниям установить партнерские отношения с другими предприятиями для производства, маркетинга, распространения или поставки товаров и услуг на зарубежных рынках. Они также могут предоставить компании значительные преимущества в переговорах относительно получения лицензии на технологии других компаний, которые, в свою очередь, могут быть заинтересованы в ее собственных технологиях, охраняемых авторским правом произведениях, промышленных образцах, товарных знаках и т.д.

5. Охрана адаптаций

Адаптация продукции, ее дизайна, бренда или упаковки к условиям экспортного рынка потребует творческой и/или изобретательской работы, которая, при удовлетворении определенным требованиям, может получить охрану с помощью системы интеллектуальной собственности, гарантируя, таким образом, определенную степень исключительного контроля в отношении адаптаций.

6. Ведение переговоров с дистрибьюторами, импортерами или другими партнерами

Переговоры по поводу заключения договоров с дистрибьюторами, импортерами или другими партнерами потребуют учета вопросов интеллектуальной собственности, особенно, если продукция будет производиться за рубежом или будет модифицироваться, или если ее упаковка или распространение будет осуществляться иностранными партнерами.

7. Маркетинг продукции

Маркетинг вашей продукции в значительной мере будет зависеть от имиджа бренда вашей компании, воплощенного, прежде всего, в ее товарном знаке. Если товарный знак не охраняется, реализация правой защиты в судебном порядке в случае копирования или подражания со стороны конкурентов может быть значительно более сложной.

8. Планирование времени участия в ярмарках и выставках

Время вашего участия в ярмарках и выставках может зависеть от того, подали ли вы уже заявку для получения охраны на ваше изобретение или промышленный образец, поскольку раннее раскрытие информации о вашей инновационной работе может привести к утрате новизны и помешать вам подать заявку на более поздней стадии. Ваше участие в ярмарках и выставках также может привести к проблемам, если представляемая вами продукция нарушает права интеллектуальной собственности других лиц.

9. Определение стоимости продукции

Стоимость продукта будет частично зависеть от того, насколько бренд или товарный знак узнаваем и ценится потребителями на экспортном рынке, а также от того, насколько сильной будет конкуренция между данным продуктом и похожей или аналогичной продукцией.

10. Фандрайзинг (поиск финансовых средств)

В процессе поиска финансовых средств наличие патентов на инновационные характеристики вашей продукции или обладание товарным знаком с хорошей репутацией всегда полезно для убеждения инвесторов, венчурных инвесторов или банков в коммерческих возможностях (потенциале) вашей продукции.

На основе материалов IP Panorama by WIPO (Панорама интеллектуальной собственности)

Tags: