В ГК РК нет понятия «логотип». На практике логотипом считается фирменное наименование компании либо её товарный знак/знак обслуживания: словесный, изобразительный (содержащие разные элементы, символы, рисунки, фигуры и т.д.) либо комбинированный. Кроме того, существуют объёмные, звуковые, обонятельные знаки, встречающиеся намного реже на практике.
Он защищён правом интеллектуальной собственности, в которую входит исключительное право (ст. 4 закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), то есть право пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению товарным знаком. Тем не менее, надо чётко понимать, что для приобретения такой полной правовой охраны своего знака необходимо его зарегистрировать в отношении интересующих товаров/услуг, что, однако, не является обязательной процедурой согласно законодательству РК.
Конкурент разместил на своём сайте ваш логотип в отношении однородных товаров/услуг. Что это юридически?
Это является:
- нарушением исключительного права, т.к. компания-правообладатель не давала конкуренту права использовать её логотип (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);
- фактом недобросовестной конкуренции (ст. 178 Предпринимательского кодекса»).
Есть ли смысл обращаться к хостинг-провайдеру сайта, который разместил ваш логотип? Практика показывает, что смысла делать это нет. В ответ на претензию, что «такой-то сайт использует наш логотип, требуем принять меры в виде блокировки сайта или понуждении убрать наш логотип» хостинги, как правило, отвечают, что им требуется решение суда.
Когда суд вынесет решение в пользу компании, чьё право нарушено, тогда хостинг примет меры в отношении сайта-нарушителя, но не ранее. Поэтому обращаться в хостинг, как правило, бессмысленно.
Подобный конфликт можно решить в досудебном или в судебном порядке.
Досудебное урегулирование может выражаться в направлении нарушителю претензии с требованием прекратить нарушение, поскольку некоторые компании не имеют представления какие последствия могут повлечь за собой подобные нарушения либо вообще не знают, что они незаконно используют чужой логотип, а в претензии это можно подробно описать.
Для решения же конфликта в судебном порядке можно использовать следующие рычаги воздействия (при этом правообладатель вместе с заявлением сообщает госорганам детали нарушителя (БИН/ИИН, адрес точки), доказательства нарушения, например, чек на купленный товар/услугу):
- обращение в антимонопольный орган, если знак правообладателя каким-либо образом имитируется с целью создания недобросовестной конкуренции и введения потребителя в заблуждение и/или
- обращение в департамент юстиции МЮ РК (при незначительном ущербе) и/или
- обращение в СЭР (Службы экономических расследований Комитета по финансовому мониторингу Министерство Финансов РК .) при крупном ущербе,
В свою очередь госорган проводит проверку и при наличии достаточных оснований возбуждает административное либо уголовное производство с требованием пресечь нарушение и компенсировать ущерб, нанесенный правообладателю знака.