Другая компания может, как правило, перепродавать товары, снабженные товарным знаком и
приобретенные у вашей компании в той же самой стране, и при этом не должна обращаться
за вашим согласием. Тем не менее ответ на вопрос, может ли кто-либо назаконных
основаниях перепродавать вашу продукцию, снабженную товарным знаком, в другой стране,
будет зависеть от соответствующего законодательства.
При разработке экспортной стратегии следует уточнить данный вопрос, причем лучше всего
обратиться для этого к специалисту по праву. Аналогичным образом, если ваша компания
планирует приобрести товары, снабженные товарным знаком, который принадлежит другой
компании, следует проверить, надо ли предварительно получить официальное разрешение
владельца товарного знака для продажи этих товаров за рубежом. Вас может удивить то, что
ответы на эти вопросы достаточно сложны и могут варьироваться от страны к стране.
Действительно, разные страны разработали так называемые доктрины «исчерпания прав»
или «первой продажи», которые регулируют случаи, когда владелец товарного знака может
или не может принимать меры против лиц, занимающихся перепродажей его продукции.
В Казахстане до 2012 года действовал международный принцип исчерпания прав. В
соответствии с ним правообладатель товарного знака терял контроль над маркированным
товаром при его первом введении в оборот на рынке любой страны мира. Предприниматели
могли ввозить маркированные товары в Казахстан без согласия правообладателя.
С 2012 года в Казахстане стал действовать национальный принцип исчерпания
исключительных прав. Согласно ему маркированный товар мог быть завезён в республику
самим правообладателем или с его согласия.
С 2015 национальный принцип исчерпания прав был заменён региональным. Изменение
было введено в связи с заключением договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
В соответствии с региональным принципом исчерпания исключительных прав
маркированный товар может обращаться в ЕАЭС, если он был введён в оборот на территории
любого государства-члена ЕАЭС самим правообладателем или с его согласия.
Рассмотрим более подробно параллельный импорт и доктрину исчерпания прав ниже.
Под параллельным импортом понимается снабженный товарным знаком товар, который
импортируется на рынок и продается на нем без разрешения владельца товарного знака. Это
«подлинные» (а не контрафактные) товары, т.е. они были произведены владельцем товарного
знака или по его лицензии. Тем не менее возможно, что они были произведены или
упакованы для определенного рынка определенной страны, а затем были ввезены на
территорию другой страны, для которой они не предназначались владельцем товарного
знака.
Параллельный импорт может иметь место в силу двух причин:
(1) для продажи на разных рынках производятся разные варианты товара; и (2) компания
устанавливает разные цены на свою продукцию, реализуемую на разных рынках.
Занимающиеся параллельным импортом компании обычно приобретают продукцию в одной
стране по некой цене (P1), которая ниже цены, по которой они продаются в другой стране (P2),
ввозят эту продукцию во вторую страну и продают ее там по цене, которая, как правило,
устанавливается на уровне между ценами P1 и P2.
Исчерпание прав на товарный знак является одним из средств ограничения исключительных
прав ИС. Товарный знак дает его владельцу право запрещать другим лицам использовать
охраняемое обозначение в отношении идентичной или схожей продукции, если такое
использование способно ввести в заблуждение потребителя.
Право владельца товарного знака исключать его использование в гражданском обороте
другими лицами ограничивается применением доктрины исчерпания прав. Согласно этой
доктрине, как только владелец товарного знака продал продукцию, снабженную товарным
знаком, он, как правило, не может препятствовать перепродаже данной продукции в этой
стране, поскольку права на товарный знак были «исчерпаны» в отношении этой продукции
посредством ее первой продажи.
Такое прекращение контроля жизненно важно для функционирования любой рыночной
экономики, так как оно обеспечивает свободное перемещение товаров и услуг. В отсутствие
доктрины исчерпания прав первоначальный владелец товарного знака получал бы
бессрочную возможность ограничивать продажу, перемещение или использование
продукции, в которой воплощен товарный знак, и контролировал бы экономическую жизнь.
Для примера рассмотрим известный товарный знак iPHONE® для мобильных телефонов. Ни
одна другая компания, кроме компании Apple, не вправе продавать новые мобильные
телефоны с товарным знаком iPHONE®. Однако после того, как потребитель приобрел
iPHONE® у авторизованного дилера, он может перепродать этот же iPHONE® кому-либо еще.
Как только компания Apple продала конкретный мобильный телефон в первый раз, она
утратила право контроля за его дальнейшим распространением. Ее право на товарный знак
iPHONE® в отношении этого конкретного мобильного телефона считается «исчерпанным»
после приобретения телефона потребителем.
Доктрина исчерпания прав действует во всех странах, но на практике существуют три
различных режима исчерпания прав: национальный, региональный и международный.
Ведется весьма горячая дискуссия по вопросу о том, который из них предпочтительней,
поскольку это имеет серьезные экономические последствия.
Национальный. Если страна применяет доктрину национального исчерпания прав, право
владельца товарного знака на контроль за перемещением какого-либо товара или услуги
утрачивается только в том случае, когда этот товар или услуга вводится в коммерческий
оборот на национальной территории. Параллельный импорт в таких странах запрещен.
Владелец товарного знака имеет право блокировать перемещение товаров и услуг и
ограничивать доступ к рынкам.
Региональный. В соответствии с региональным принципом исчерпания прав право
владельца товарного знака утрачивается только в том случае, когда какой-либо товар или
услуга вводятся в коммерческий оборот в любой стране определенного региона,
например, Европейского союза. Параллельный импорт в таких странах разрешен, но
только применительно к товарам, изначально введенным в коммерческий оборот на
территории региона.
Международный. Если страна применяет доктрину международного исчерпания прав,
право владельца товарного утрачивается в случае, когда первая продажа или первое
введение в коммерческий оборот какого-либо товара или услуги осуществляется
где-нибудь в мире. Параллельный импорт в таких странах разрешен, товары и услуги
пересекают границы свободно после того, как они были впервые проданы или введены в
оборот где-нибудь в мире.
В публикации использованы адаптированные материалы с сайта ВОИС.